Пятница
03.05.2024
21:26
Приветствую Вас Гость
RSS
 
МБДОУ "Кутушинский детский сад"
Главная Регистрация Вход
»
Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?
Меню сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Вход на сайт
Главная » 2023 » Ноябрь » 27 » Родительский всеобуч
09:52
Родительский всеобуч

Родительский всеобуч

«Поощрение и наказание ребенка в семье»

Родительский всеобуч в детском саду на тему: «Поощрение и наказание ребенка в семье"

Цель: дать родителям возможность задуматься над проблемами воспитания детей, посмотреть по-новому на использование различных видов наказаний и поощрений, переосмыслить их.

Задачи:

1. Повышение педагогической культуры родителей, пополнение арсенала их знаний по вопросу воспитания ребёнка в семье;

2. Содействие сплочению педагогического и родительского коллектива;

3. Выработка коллективных решений и единых требований к воспитанию детей;

4. Пропаганда опыта успешного семейного воспитания, профилактика неверных действий по отношению к детям со стороны родителей;

5. Подведение итогов совместной деятельности педагогов и родителей.

Ход собрания:

Воспитатель. Здравствуйте, уважаемые родители, бабушки и дедушки! Сегодня мы с вами поговорим о важной проблеме, с которой сталкиваются все – и взрослые, и дети, - о проблеме целесообразности применения поощрения и наказаний.

И мне бы хотелось начать тематическое собрание примером из жизненной ситуации.

Четырехлетний Алеша баловался за столом во время обеда, несмотря на замечания взрослых. В итоге он подавился и начал кашлять. Его наказали – поставили в угол. После того как мальчик «отбыл наказание», отец его спросил:

- Будешь еще так делать?

- Нет, - ответил малыш.

- А ты понял, за что тебя наказали? – догадался спросить отец.

- Да, за то, что кашлял, - ответил ребенок. (обсуждение)

Воспитатель: В 1989 году ООН приняла Конвенцию о правах ребенка. Согласно требованиям Конвенции и нормативно-правовым документам Российской Федерации, ребенок имеет право на защиту от физического, психологического насилия, оскорбления или злоупотребления. Дети имеют право на любовь и заботу. Ребенку необходимо расти в атмосфере счастья, любви и понимания. Кроме того, недопустимым считается отсутствие заботы или небрежное, грубое обращение. Например, ударить ребенка – означает нарушить его права. Унижение достоинства ребенка может привести к серьезному психологическому ущербу. Важно соблюдать неприкосновенность личности. Определять только поступки, действия, говорить ребенку не «Ты плохой», а «Ты сделал плохо», не «Ты жестокий», а «Ты поступил жестоко». Давать только положительные авансы. Нельзя лишать ребенка заслуженной похвалы, ни в коем случае не отнимать подаренного.

Наказание и поощрение – два диаметрально противоположных и одинаково необходимых метода воспитания. Что они из себя представляют?

Поощрение – это проявление положительной оценки поведения ребенка. Все эти оценочные суждения направлены на то, чтобы поддержать позитивное поведение ребенка. Такие оценки вызывают у детей чувство удовлетворения, а у тех, кто не заслужил поощрения, возникает желание пережить в следующий раз подобное чувство. В этом и заключается основной психолого-педагогический смысл влияния поощрения на личность ребенка, на формирование его характера. Поощрение ребенка за что-то хорошее укрепляет у него веру в свои силы, вызывает желание и в дальнейшем вести себя лучше, проявить себя с хорошей стороны. Вместе с тем не следует слишком увлекаться поощрением. При частом повторении они перестают служить стимулом дисциплинирования. Дети привыкают к ним и не ценят поощрения. В процессе воспитания приходится прибегать и к наказаниям.

Наказание – это отрицательная оценка поведения ребенка в случае нарушения им норм нравственности. Аналогично поощрению существует немало способов демонстрации взрослыми своего отрицательного отношения к поступкам сына или дочери: холодный взгляд, нахмуренные брови, предостерегающий жест, гневное слово и т. д.

Но надо помнить, что чем больше родители используют такие авторитарные методы воздействия, как приказы, нагоняи, придирки, ворчание, крики, брань, тем меньше это оказывает влияния на поведение их детей. Если же вдобавок взрослые разгневаны, раздражены, настроены враждебно или вовсе впадают в истерику, то не следует ждать положительного результата.

Надо стремиться к тому, чтобы наказание не унижало личность ребенка, не оскорбляло его человеческое достоинство. Порицание нужно делать кратко, ясно, твердо и требовательно, но без запальчивости и раздражения.

Наказания не должны быть слишком частыми. Если ими злоупотреблять, дети привыкают к ним и перестают на них реагировать.

Особого подхода требуют дети легко возбудимые. Процессы возбуждения у них преобладают над процессами торможения. Поэтому нередко по отношению к ровесникам и даже взрослым они проявляют резкость, грубость, развязность. Запреты и замечания взрослых, особенно если делаются в резкой форме, не всегда положительно влияют на таких детей. Здесь полезно предъявлять требования в виде просьбы или совета.

Определить необходимое наказание и его меру очень трудно. Оно должно соответствовать проступку. Ребенок очень чувствителен к справедливости наказания.

Пожалуйста, помните следующее:

- Вы можете ошибиться. Имейте мужество извиниться перед ребенком, если наказали его незаслуженно.

- контролируйте поведение ребенка, старайтесь предупредить возможные отрицательные поступки.

Главный метод воспитания – это убеждение. А для этого говорите со своим ребенком, общайтесь с ним, ищите примеры положительного подтверждения Ваших мыслей, будьте тактичны, убеждая его. Только в таком случае Ваши мысли станут его мыслями, Ваши стремления станут его стремлениями.

Виды наказаний и их последствия

1. Физическая агрессия – намеренное причинение вреда, нанесение физического и психологического ущерба, связанное с переживанием боли, страхом перед болью, унижение личности ребенка.

Последствия: рост агрессивности, склонность к насилию.

2. Вербальная агрессия – порицания, упреки, ворчливость, осуждения, прямая и косвенная негативная оценка личности ребенка.

Последствия: нарушение личностного развития, связанное с формированием у ребенка низкой самооценки, зависимости, тревожности, неуверенности в себе, мотивации избегания, скрытности, зависти

3. Аффективное воздействие – гнев, ярость, крик.

Последствия: потеря ребенком чувствительности, способности к эмпатии, вызывают чувство страха. Защитная реакция приводит к потере чувствительности к крику, повышенному тону, родительским окрикам. Теряется авторитет родителя.

4. Лишение родительской любви – избегание контактов с ребенком, стремление родителя уйти, покинуть помещение, в котором находится ребенок, демонстративная изоляция от ребенка.

Последствия: вызывает у ребенка переживание эмоционального отвержения, страх, тревогу, потерю чувства безопасности.

Воспитательный эффект данного вида наказания достигается при соблюдении следующих условий:

• наличие стабильной эмоциональной связи ребенка и родителя;

• родитель в открытой и ясной форме сообщает ребенку, что его негативное эмоциональное переживание относится не к личности ребенка, а к его поступку. При этом используется техника сообщения: «Мне очень неприятен твой поступок… », «Мне обидно… ».

Данным видом наказания нельзя злоупотреблять.

5. Ограничение активности ребенка – поставить в «угол», запереть в комнате, посадить ребенка на стульчик и не разрешать вставать, лишить прогулки и т. п.

Последствия: вызывает чувство обиды, переживание беспомощности и зависимости от взрослого, провоцирует развитие пассивности или безынициативности либо негативизма и протестных реакций

6. Лишение благ и привилегий – лишение материальных благ, сладкого, просмотра передач и т. д. Отрицательные моменты данного вида наказания обусловлены жестко заданной позицией власти и доминирования родителя.

Воспитатель: Подводя итог собрания, мне бы хотелось, чтобы Вы назвали педагогически оправданные наказания.

К педагогически оправданным наказаниям относятся перечисленные ниже:

• Замечание, но сделанное так, чтобы оно дошло до сознания ребенка;

• Выговор – серьезно и строго поговорить о недопустимости недостойного поведения;

• Лишение ребенка чего-то приятного, без чего можно обойтись: просмотр любимых телепередач, лакомств и др., но важно, чтобы он знал, за что наказан.

Метод игнорирования спорный, он заключается в том, что с ребенком не общаются близкие люди, но и в этом случае он должен знать, за что наказан. Игнорировать ребенка можно не больше нескольких минут.

В заключение нашего собрания хочу предложить Вам памятку «Искусство наказывать и прощать». Она поможет Вам, ответив на многие Ваши вопросы.

Список использованной литературы :

1. Алексеева Е. Е. О наказаниях и поощрениях детей дошкольного возраста /Дошкольная педагогика. – 2006.

2. Бурмистрова Е. Воспитание подростков в многодетной семье / М – 2010.

3. Дель О. Хвала похвале? / М –2006.

4. Дементьева Л. Ты против? / М – 2008.

5. Дьяченко О. М. Что такое хорошо и что такое плохо / О. М. Дьяченко, Т. В. Лаврентьева // Психологические особенности развития дошкольников / М - 2009.

6. Шишова Т. Не бросайте слов на ветер… или Как воспитать ответственность / М – 2006.

10. Конвенция о правах ребёнка.

Приложение 1.

Анкета для родителей «Наказание ребенка в семье»

 

Уважаемые родители! Как Вы считаете, целесообразно ли применять наказания в воспитании Вашего ребенка Да, Нет (подчеркнуть).

Если «Да», то ответе, пожалуйста, на следующие вопросы:

  1. Наказание происходит потому, что ________________________________

______________________________________________________________

  1. Мне приходится наказывать ребенка, когда __________________________

______________________________________________________________

3.  Какие наказания применяли к Вам родители в детстве (нужное подчеркнуть пощечина, ремень, шлепок, били кулаками, ставили в угол, не разговаривали, лишали удовольствий, другое ____________________

4. Какие наказания Вы считаете возможным применять по отношению к ребенку? ____________________________________________________________

5.  Какие наказания Вы реально применяете по отношению к ребенку?

_________________________________________________________________

6.  Можете ли Вы в публичном месте ударить своего ребенка? _____________

7.  Повысить на него голос? _____________

8. За что, в какой ситуации Вы можете ударить своего ребенка? ___________

9. Что раздражает Вас в вашем ребенке? ______________________________

10. Что раздражает Вас в самом себе? ________________________________

11. Кто из родителей заполнил анкету? Мама, Папа, Бабушка (Подчеркнуть)

 

Анкета анонимна, надеемся на Ваши искренние ответы. Они помогут Вам разобраться в системе отношений, которую Вы строите со своим ребенком.

Большое спасибо!

 

Приложение 2.

Памятка «Искусство наказывать и поощрять»

- Чаще хвалите ребенка, чем осуждайте. Подбадривайте, а не подмечайте неудачи. Вселяйте надежду, а не подчеркивайте, что изменить ситуацию невозможно.

- Чтобы ребенок поверил в свой успех, в это прежде всего должны поверить взрослые.

- Наказывать легче, воспитывать труднее.

- Не создавайте сами опасных прецедентов и резко ограничьте круг запретов. Если вы что-то разрешили ребенку вчера, разрешите и сегодня. Будьте последовательны.

- Запреты всех взрослых в семье должны быть одинаковыми.

- Воинственность ребенка можно погасить своим спокойствием.

- Не ущемляйте достоинство и самолюбие ребенка.

- Попытайтесь понять ребенка и оценить с его позиции плохой поступок.

- Если есть сомнение, наказывать или нет, - не наказывайте!

- Помните, что детское непослушание всегда имеет психологические мотивы:

• Нарочитое непослушание означает, что ребенок хочет быть в центре внимания;

• Упрямство – свидетельство желания быть независимым;

• Агрессия - ребенок ищет способ самозащиты;

• Суета, беготня – ребенок дает выход энергии

 

 

Просмотров: 40 | Добавил: FiNTTT | Рейтинг: 0.0/0
Полезные ссылки
  • Официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации
  • Федеральный портал "Российское образование"
  • Информационная система "Единое окно доступа к образовательным ресурсам"
  • Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
  • Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов

  • Календарь
    «  Ноябрь 2023  »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
      12345
    6789101112
    13141516171819
    20212223242526
    27282930

    Архив записей

    Друзья сайта
  • Отдел образования
  • Курманаевский детский сад №1 "Теремок"
  • Курманаевский детский сад №2 "Солнышко"
  • Андреевский детский сад № 2
  • Михайловский детский сад
  • Кутушинский детский сад
  • Васильевский детский сад
  • Ромашкинский детский сад
  • Волжский детский сад
  • Ефимовский детский сад
  • Гаршинский детский сад
  • Лаврентьевский детский сад
  • Кретовский детский сад